Недавно брат прислал фотки, от которых я чуть не упал со стула. Ему пришла идея оцифровать старые снимки, сделанные очень-очень давно. Я уже давно забыл о их существовании, и так неожиданно было увидеть свою старую квартиру в хрущевке, которой уже нет. Пахнуло целой эпохой — эпохой застоя, СССР, развитого социализма и т.д. и т.п. Короче — прошлый век.
Сегодня я покажу только две фотографии, датированные 1980 годом. У меня своя версия распада СССР. Все началось с Московской Олимпиады. Тогдашние руководители Советского Союза должны были показать всему миру, как живут в стране. Они вынуждены были сделать различные послабления — дали разрешение на постройку заводов по производству Пепси и Фанты, которые по вкусу были гораздо лучше, чем сегодняшние. В продаже появилась советская жевательная резинка, жвачка всегда считалась буржуйским чуждым советской идеологии предметом, учителя рассказывали страшные сказки, как дети пачками умирали от удушья, глотая враждебный продукт. В продаже стали появляться изделия с олимпийской символикой, которые оживили прилавки скучных магазинов. А большое количество иностранцев, посетивших СССР, не могло пройти бесследно для страны. Москвичи узнали много нового о зарубежной жизни и это были первые семена для будущих потрясений. Но вернемся к фотографиям.
Разглядывая старые фотографии, вдруг вспоминаешь какие-то детали из своего детства — быт, привычки, увлечения. Вот, например, типичная картина средней московской семьи — в красном углу стоит телевизор на своих четырёх ножках. Кликабельно.
В 1980 году у нас не было компьютеров, интернета, твиттера, аськи, мобильных телефонов, цифровых камер — список можно продолжать до бесконечности. И телевизор был центром развлечений. Существовало 4 или 5 каналов и никакой рекламы. По воскресеньям можно было смотреть с утра до вечера — АБВГДейка, Будильник, Ералаш, Служу Советскому Союзу, Утренняя почта, В гостях у сказки и пошло-поехало. Причем ТВ-вещание было не круглосуточным, ночью советский народ обязан был спать.
С удивлением обнаружил, что в 1980 году у нас ещё был черно-белый телевизор, кажется Рубин 207. Получается, Олимпиаду я смотрел еще в не цветном варианте. Типичная картинка того времени — тюнинг любого устройства. Брат налепил на телевизор логотип ВАЗа (а по дорогам Москвы носились только Лады, Москвичи, Запорожцы, Волги и Чайки), а также значок от зимней Олимпиады в Лейк-Плесиде. На телевизоре стоят олимпийские мишки (они до сих пор сохранились у меня). Также на телевизоре стоит склеенная модель самолёта — увлечение брата, которое продолжается до сих пор.
Справа от телевизора стоит радиола — на ней мы проигрывали грампластинки единственной фирмы грамзаписи Мелодия. На моей памяти, это было единственное предприятие с чужеродным названием Фирма. В основном у нас были фабрики, заводы, комбинаты. Также на ней можно было слушать радио — помню, что особым шиком считалось поймать вражеские станции Голос Америки или BBC и, продираясь через глушители, разобрать доносившуюся Правду, чувствуя себя диссидентом.
Слева от телевизора сервант — необходимый атрибут семьи, где хранился хрусталь и особая праздничная посуда. Чашки с нижней полки ещё сохранились. Чаепитие из них было обязательным мероприятием по праздникам, когда приходили гости. С радостью вспомнил посуду с детскими рисунками со средней полки, похожий на кофейный набор. Странно, но я не помню, куда она делась. По правде говоря, ей никогда и не пользовались. Бокалы почти все побились, фужеры еще живы — они толстые, что с ними сделается. На серванте стоит красивая ваза, которую я мысленно называл китайской за свой возраст и необычный узор. В продаже я таких не видел — ваза была явно старше меня. Брат её забрал себе в память о родителях. Надеюсь, ваза жива.
На следующей фотографии запечатлён день внеочередного присвоения мне воинского звания Полковника. Кликабельно.
По другой версии, к нам на побывку приехал брат-курсант. Фотография показательна тем, что на ней можно увидеть все тогдашние увлечения подростков, у которых не было компьютера и интернета. На стене висят значки — обязательное увлечение мальчиков. Это только часть коллекции, другая часть бережно хранилась в специальных альбомах. Несколько лет назад я как-то достал эти альбомы — поролон весь сгнил и рассыпался. Я собрал значки в коробку, а кот посчитал, что это новый лоток и обоссал его, сволочь пушистая. Сейчас коробка со значками валяется на балконе — лелею надежду, что запах мочи на воздухе выветрится :-).
На полке также стояли альбомы с марками (их не видно) — еще одно распространенное увлечение в те годы. Особенно запомнились мне почему-то обилие монгольских марок. Позже один приятель мне сказал, что ничего удивительного в этом не было, так как они печатались у нас. Но слова Монгол Шуудан и тугрики врезались в мою память. Сейчас, если спросить, что такое Монгол Шуудан, то скажут про рок-группу.
На столе можно увидеть грампластинку, новогоднюю коробку для конфет (эти пластмассовые коробки не выбрасывались и использовались для хранения мелочей), на полке висит фотоаппарат Смена (тоже черно-белый и пленочный). Бинокль, кстати, военный, его кто-то подарил нам.
Хоть убей, не помню, что это за дверь справа от меня. Помню, что были у нас в квартире встроенные шкафы из ДСП, но внешний вид совершенно выветрился из памяти. А вот сами плиты — структуру опилок и запах помню.
Остальные фотографии не хочется здесь показывать, они слишком семейные. А прикольно загрузить теперь эти фотки на iPad и просматривать на современном устройстве 21 века настоящие черно-белые фотографии без всякого, прости господи, Инстаграма.